Мелкая моторика


Занятие на развитие мелкой моторики сейчас стали золотым стандартом педагогики для малышей и дошкольников.

Один из наиболее эффективных способов развивать мозг малыша-помогать ему совершать точные движение пальцев и кистей рук.

Уже с года малыши с удовольствием участвуют в коллективных играх, учат управлять непослушными ладошками, соблюдать очередность и правила и контролировать свои эмоции, когда  что-то не получается или, наоборот, удается.

Пальчиковые игры

В первые годы жизни именно эти игры незаменимы для развития мозга. Когда детки подрастают, пальчиковые игры можно усложнять-это активизирует речевые центры мозга, развивает умение малыша подражать взрослым, вслушиваться в нашу речь и понимать ее. Во время таких игр ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение!

А еще с помощью пальчиковых игр хорошо развивать фантазию и воображение. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

Игрушки для мелкой моторики ребенка

Специальные игрушки, развивающие пальчики. Они есть в любом магазине детских игрушек и стоимость их различна. Принцип основан на передвижении по проволоке и кручении разноцветных деревянных бусин.

Детские бусы и четки позволят  ребенку покрутить бусины, особенно если они разной формы, цвета и фактуры.

Кубики  интересны и самым маленьким, и детям постарше. Различный материал, цвета и рисунки на кубиках позволяют не только строить башни и гаражи, но и учить название предметоа, фигур и животных во время игры.

Пирамидки, конструкторы существуют различной сложности и для разных возрастов. Психологи рекомендуют приобрести первый конструктор деревянный- дерево приятно вертеть в ручках, а само по себе оно несет положительный эмоциональный заряд.

Шнуровка для деток от 1 года является подготовкой к письму, развивает мелкую моторику и глазомер. Ребенок учится быть усидчивым в процессе игры.

Пианино  позволит малышу познакомится со звуками, нажимая на клавиши разными пальчиками.

Пазлы, мозайка, матрешка. Что бы собрать интересную картинку, ребенку надо будет подключить к моторике логику и внимание, скоординировать зрение и кисти рук. Кроме моторики эти игры помогают в развитии творческих способностей детей.

Крупа на подносе- одно из самых простых пособий. На подносе ровным слоем насыпаете манку (гречку, пшено и др.) и, взяв ручку ребенка, начинаете рисовать домик, солнышко, цветок. Потом попросите ребенка нарисовать самостоятельно.

Крючки и молнии— умение открывать застежки, замочки помогает развитию пространственного мышления и моторики.

Откручивание крышки от пластиковых бутылок очень по душе многим детям. Пусть откручивают- полезное занятие для кистей, пальцев, логики и памяти.

Пальчиковые игры для мелкой моторики

«ШАЛУН»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому — не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«ДЕТКИ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

«ПО ГРИБЫ»
(потешка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

«ПАЛЬЧИКИ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять, 

(загибать пальцы, начиная с большого) 

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, 

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

«ПАСТУШОК»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

(хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Деток (можно произносить имя вашего малыша)

Кашей кормить.

(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки — с небольшим стихотворным сопровождением.

 «ОЧКИ»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

«СТУЛ»

(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

«СТОЛ»

(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

«ЛОДКА»

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

«КОЗА»

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.

«ЖУК»

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.